Здравствуйте!

Этот блог посвящён литературным студиям, которые я создала, вела когда-то и веду сейчас.

Я руковожу литературной студией "Жар-Птица" (8-12 лет, 13-17 лет).

Литературная студия "Питер Пэн" (школьники, студенты и работающая молодёжь) на данный момент не действует.

Публикации и выступления моих студийцев - это вершины творческих дерев, они на виду. Основная же масса нашего леса - будни и праздники, встречи и занятия, сочинения и размышления заслуживают не менее пристального внимания ботаников, орнитологов и всех искателей живой жизни.

Каменева Надежда Владимировна, akyedan@gmail.com

воскресенье, 1 декабря 2013 г.

Как мы играли в "Фабрику слов"


«Есть на свете страна, где люди почти ничего не говорят. Жители этой странной страны должны сначала купить слова, потом проглотить их, как пилюлю, и только после этого произнести. Маленький Филеас нуждается в таких словах, с помощью которых он сможет открыть свое сердце прекрасной Сибелле. Но где их взять?» Ответ – в названии книги Аньес де  Лестрад и Валерии Докампо: все слова производятся на «Фабрике слов». Перевел книгу Михаил Яснов.
А мы в эту книгу поиграли!!!


Идея игры (а вернее – «опыта проживания книги») возникла из разработанной в Свердловской области технологии «Музея проживания одного произведения» http://www.bibl-mobl.ru/konkurs/teh-muz.pdf. Наша фантазия увела нас дальше – скорее, в ролевую игру, с серьезным, впрочем, отличием: у всех участников была единая миссия: собрать слова и составить из них текст. Нам хотелось усложнить процесс накапливания слов, приблизить его к жизни, показать ценность слов. 
На подготовку понадобился примерно месяц, и прошел он вдохновенно. Одновременно разрабатывались правила игры и её оформление, накапливались слова.

Стартовый набор
В начале игры каждый участник получает стартовый набор: слова «да», «нет» (как возможность выбора) и слово «я» (соответственно, нам понадобились папки и по 15 указанных слов) . Слова эти были необходимы для начального общения в пространстве игры, ведь на Фабрике слов можно произносить только то, что приобрёл. За все случайно произнесенные слова полагался штраф: напечатанное красным шрифтом слово, которое нужно было обязательно употребить в тексте. Слова эти были намеренно непростые – эмоционально окрашенные, обозначающие что-то неприятное (тряпка, кадык, расцарапать…). Очевидно, что у игрока могла быть и такая стратегия: набрать только штрафных слов и составить яркий текст! Но все боялись и молчали: по словам «полицейского», штрафа не получил за игру никто!
Штраф за лишние слова исключал «командный» вариант игры (обсуждать, советоваться), и это тоже жизненно: писатели – единоличники.
В стартовый набор входили также 10 слов, намеренно разбросанных в виде мятых бумажек по углам. Было интересно, как поступят участники, когда найдут такое слово.

Брошенное слово подобрала только одна девочка
и отнесла организаторам (как она объяснила –
«Это же было не моё слово!»).
Слова эти были «удача», «везение», «находка»
и несколько фэнтезийных, типа «меч» и «коготь».

Отвергнутые идеи
*Если игроки проговорятся лишними словами, мы будем забирать у них весь капитал.
*Тема игры и всех слов: дорога, путь, путешествие.
* За лишние слова на игровом пространстве – штраф "звёздочка".

Кабинет директора фабрики

Для директора фабрики была подготовлена викторина в виде карточек. Вопросы ставились таким образом, чтобы ответы были «да» или «нет». Начальнику мы отдали все прилагательные.

Отвергнутые идеи
* Кабинет директора – первое, что должен посетить новый житель страны. Это привело бы к бессмысленной очереди. 

Кафе

Для кафе было приготовлено около 100 слов (глаголы и существительные).

Историю о "Подвешенном кофе" можно прочесть здесь: http://happy-school.ru/publ/people_and_destinies/tonino_guehrra_quot_podveshennyj_quot_kofe/109-1-0-3080

Проектно-конструкторское бюро
Здесь понадобилось около 30 слов для оплаты неологизмов (3 обычных слова за одно новое), чистые бланки-полоски, 15 слов для поиска синонимов, 15 слов для рифмовки и 15 слов для определений.
Для оформления проектно-конструкторского бюро пригодились работы детей, представленные на конкурс, посвященный полету человека в космос. Мы использовали Шлем астронавта и модели летательных аппаратов.

Банкомат
Чистые бланки для слов-процентов, по 15 прилагательных, существительных и глаголов.



Контейнеры с браком и сырьём
Конечно, браком эти слова названы лишь условно. Некоторые участники сразу проявили интерес к коробке со слэнгом и непонятными (устаревшими, или специализированными) словами и составили в финале очень интересный текст!
Долго и любовно собирался контейнер с артефактами, содержащими слова (билетиками, программками, пакетиками от чая и сахара, даже монетками и пуговицами).
Сюда же в процессе игры поступали придуманные игроками неологизмы, но их в текстах, увы, никто не использовал.

Библиотека
Для нее мы нашли 5 толстых старинных (дореволюционного издания) книг. Понадобилось много чистых бланков.




Бедный Писатель
Этот житель страны просил милостыню в виде слов. Замечательный персонаж, способный перемещаться по пространству игры, включать детей в игровую жизнь.
Все, кто пожертвовал ему слова, после закрытия Фабрики неожиданно получили от Писателя в подарок целую цитату (из Кэрролла, Грина, Андерсена…) с возможностью использовать все слова цитаты в своем тексте.

Писатель с нежностью вспоминает мальчика, который пожертвовал ему слово "летать".



Ход игры
Пространство театрального зала было подготовлено заранее, и дети его не видели. Они вошли через гримёрку на закрытую кулисами сцену, где можно было «прочесть» книгу в виде электронной презентации. Ничто, как говорится, не предвещало беды: обычный библиотекарь рассказала об авторах книги и «пролистала» всю ее перед глазами участников. За кулисами было тихо, но все уже сидели по местам, «в образе».
Наконец, перед гостями открывается Фабрика слов. Они спускаются со сцены в наше «сломанное», довольно хаотичное пространство, видят странных незнакомых людей.
Директор фабрики проводит экскурсию, объясняет правила, раздаёт папки для набора слов. Пока можно задавать любые вопросы.
Свет гаснет и снова загорается, игра началась.


Матвей (на последнем фото) первым стал произносить найденные слова. Он громко крикнул: "Халява"! - посещение мусорного контейнера не прошло даром. Валентина с удовольствием говорила всем честно заработанное "Спасибо". Игроки толпились у столов и стремились побывать во всех точках по нескольку раз. Никто почти не понимал, какие слова получает, почти всем важно было – сколько их.
Игра шла ровно 40 минут. Всего 40 минут. 
Свет снова погас и зажегся, Фабрика слов закрылась.
Интересно, что дети продолжали молчать и после этого момента, и даже тогда, когда Писатель благодарил дарителей цитатами и говорил о пользе милосердия. И только когда мы сказали: «Всё, можете говорить, спрашивайте!», начался невообразимый ор! 40 минут молчавшие дети запищали все разом, спрашивая, можно ли менять окончания слов и использовать предлоги, можно ли то, можно ли это…
Мы раздали им синие картонные листы для итогового текста, клеевые карандаши, кусочки бумаги для изменения формы слов. Местоимения, предлоги и союзы можно было брать свободно (писать от руки).
На мой взгляд, игра прошла быстро (начиная с просмотре книги – за полтора часа!) и бурно, увлекательно и непонятно. Из-за ограниченного времени участники игры практически не имели возможности «пожить» в стране, они спешили только накапливать и накапливать слова.
Оказалось, что слов было набрано всеми слишком много, в тексте пригодилось около 30%. Зная ценность этим словам (во всех смыслах), жалко было видеть их неиспользованными. Мы так тщательно продумывали словечки, подбирали фактурные и непростые, наряду с многозначными и «вечными».
Мало времени оставалось и на составление текста – не более 15 минут.
Несмотря на всё это, тексты получились удивительно складные и разные, а самое прекрасное – все в особом, уже нам знакомом стиле авторов. Напомним, что участниками игры были дети из литературной студии.

Идея и воплощение: Татьяна Шулаева, Надежда Каменева при участии Алевтины Геннадьевны Шарафутдиновой, Виктории Леонидовны Стариковой и выпускников литературной студии «Питер Пэн» (Алексей Прохоренков, Тома Михина, Вера Малышева, Юлия Крюкова, Мария Гаврилова, Анна Боровская)
Пространство и поддержка: Центральная детская библиотека СПб ГБУК «ЦБС Калининского района Санкт-Петербурга», отдел обслуживания руководителей детского чтения, организационно-методический отдел ЦРБ им. В.Г. Белинского
Целевая аудитория: участники детской литературной студии «Жар-птица» (10-13 лет).

200 фотографий с игры: рассмотрите детали! http://vk.com/album-31211011_183498348

Справедливости ради хочется привести настольный и интеллектуальный вариант этой игры, предложенный руководителем клуба «Гражданин Игрок» Алексеем Прохоренковым. Возможно, этот вариант, основанный на «карточках» и своеобразной «оценке слов» подойдет для взрослой аудитории, знакомой с системой современных настольных игр.

«Фабрика слов», вариант II
В городе продажа по карточной системе. Человек покупает карточку за звёздочки и имеет право несколько раз посетить ту или иную будку в зависимости от купленной карточки. Хозяева будок будут отмечать на карточке, сколько раз она использована. Карточку можно вернуть и получить назад её стоимость в звёздочках – минус одна звёздочка. Если он её использует пару раз, а потом возвращает, он получает назад уже стоимость минус две звёздочки и т.д. Карточки всегда конечные, чтобы человек получил по ней 5-10 слов, и шёл покупать новую, а не получил весь лексикон по одной карточке. Все слова тоже имеют стоимость в звёздочках в зависимости от их красоты и смысла, но не длины. Карточку и слова всегда можно обменять на звёздочки. Особенно дороги те слова, которые не повторяются и будут только у одного участника, их надо как-то по особому отметить, дороже них только цитаты. Слова в отличие от карточек в цене не падают.

Слова - это продукты, а карточки - это право купить эти продукты, по оговорённым в карточке правилам в соответствующей лавке, и только несколько раз. Потом нужно продать какое-то слово или ответить на вопросы викторины, и купить новую карточку, и так всё отведённое время. Правило покупки должно быть указанно и на карточке и на будке. Карточки дешевеют от использования, а потом и вовсе обесцениваются, у слов стоимость в звёздочках – постоянная. Карточки нельзя жертвовать.

Игроки в начале имеют «да», «нет», три стартовых слова малой и средней стоимости (которые мы распределим, используя принцип игры «колоретто») Можно продавать слова за звёздочки или получать их правильно отвечая на вопросы викторины.

Вот идеи будок и примерные цены на карточки, дающие право зайти в эти будки несколько раз.
* Посетитель будки получает дешевое словцо (звёздочки две, на 7-8 раз).
* Посетителю будки показывают три слова (средней ценности) он выбирает нужное (три звёзочки, на пять раз).
* Посетителю будки показывают семь слов средней ценности, из них он берёт любое количество слов, в которых нет одинаковых букв. (Четыре звёздочки, не больше пяти раз)
* Посетитель будки с цитатами показывают добытые им две анаграммы или три синонима и получает цитату.( это можно без карточек сделать для всех, пускай попробуют добыть анаграмму или синонимы)
* Посетитель будки покупает букву, прибавляет к одному из своих заработанных слов, не меня порядок букв в нём, если получается другое слово, то оно уходит на свалку, а посетитель получает более ценное слово на выбор из 5-6 ценных слов (три звёздочки на четыре раза. Буква тоже будет стоить звёзочку)

* Посетитель будки получает два слова приготовленные для него предыдущим посетителем, и сам выбирает слова для следующего посетителя. Слова в эту будку поступает только те, от которых отказались в другой будке (где выдаётся одно из трёх) (три звёздочки на пять-шесть раз)
* Посетитель будки отдаёт одну часть речи и получает две других той же стоимости в звёздочках (например за глагол даются существительное и прилагательное, а за прилагательное – существительное и глагол)
* Посетитель будки отдаёт слова, получает слова на две звёздочки дороже. если слово дорогое, и стоит на два меньше, чем цитата, то взамен на отданное слово он может получить и цитату. (четыре звёздочки на 6-8 раз)
* На свалке будут местоимения и союзы, и у неё будет сторож. Посетитель должен удивить сторожа теми словами, которые уже успел добыть (составить из них комплимент сторожу). Если сторож слабо удивится, он прогонит посетителя, дав парочку случайных предлогов, а если сильно и приятно удивится пустит копаться в свалке, бери сколько захочешь и что нужно.
* Будка, у хозяина которой есть большая колода слов разной стоимости и разных частей речи. Все слова рубашкой вверх. Посетитель будки приходит, предъявляет карточку и называет часть речи. Хозяин будки вскрывает слова пока не найдёт два слова указанной части речи. Их и забирает посетитель. Карточка стоит шесть и рассчитана на шесть раз.
* Будка, посетитель которой получает два дорогих слова на выбор из семи, но при этом ему даётся дешевое словцо (простенькое и ненужное), которое он обязан использовать в своём рассказе (или проповеди). Карточка стоит шесть и рассчитана на пять раз (если кто-то захочет получить пять ненужных словечек)
* Назовите часть речи (глагол, прилагательное, сущ.), продавец начинает вслепую вскрывать слова, получите два первых попавшихся слова этой части речи (они могут быть любой стоимости) Карточка на шесть раз, стоит пять.
* Купите за одну монетку любую согласную букву, за три любую гласную. Зайдите в будку, предъявите букву, получите два первых попавшихся слова с этой буквой (пускай карточка стоит три, к ней надо покупать буквы). Можно, чтобы игрок указывал, в какой части слова должна быть эта буква (в начале или в конце). Быть может человек рассчитывает на какое-то конкретное слово или звучание.

Жители города жертвуют слова монахини, у каждого жителя своя корзинка для пожертвований. Когда время кончится, монахиня подсчитает, сколько звёздочек каждый игрок пожертвовал ей. Самый щедрый получит три цитаты, второй по щедрости – две, а третий одну. Самые жадные не получат ничего. Все слова жертвуются на проповедь. Один из участников вечера потом читает проповедь, составленную из пожертвованных, так же как и другие участники свои рассказы. Можно сделать так, чтобы проповедь, вместо своего рассказа, читал самый жадный даритель.

Для всего проекта нужна прорва слов. думаю для нашей игры хватит существительных, прилагательных и глаголов, пускай в будках будут только они, а остальные части речи берутся либо из цитат, либо со свалки (если наладишь контакт со сторожем) Все предлоги и местоимения на свалке стоят ноль звёздочек, чтобы за их счёт нельзя было стать самым щедрым меценатом для проповеди. Чем слова дешевле, тем их больше, среди них есть повторяющиеся, чем слова дороже, тем их меньше. Цитат тоже быть не очень много (шесть для монастыря плюс икс для всего остального). Цитаты должны кончиться раньше сбора слов, тогда у участников появится резон жертвовать слова монахине, поскольку свои цитаты она отдаст только в конце игры.

В каждой лавке должен быть большой запас слов разной стоимости, потому что по карточкам участники всегда выбирают из трёх, из пяти, из семи (кроме той, где дешёвое словцо выдаётся наугад, но у неё тоже будет много посетителей). На каждой карточке со словом должна быть указана его стоимость в звёздочках. Карточки, дающие право покупок в будках, должны существовать в количестве, втрое превышающем число участников. Один игрок может несколько раз купить одинаковую карточку, правда кто-то может обойтись и без неё, а покупать карточки другого вида (здесь не угадаешь). После игры должно остаться большое количество нераспроданных слов и хорошо бы хоть пара каких-то нераспроданных карточек. Это нормально. Зато можно будет провести такой вечер ещё раз. Дешёвые слова (одна, две, три звёздочки) довольно часто должны быть такого грязноватого оттенка, типа «Мёртвый», «булыжник», «убитый», «ужасный», «Пушка», «несделанный» и т.д.. Среди дорогих слов все слова должны быть добрые и величественные.

Викторина для получения звёздочек. Берётся 35 картинок (Портреты Пушкина, Гоголя, хрестоматийные полотна). Картинки гоняются по кругу, меняются только вопросы. Каждый тридцать пятый вопрос будет про Пушкина (Этот человек имеет Африканские корни? Этот человек написал «люблю тебя, Петра творенье»? Этот человек написал «Прощай, немытая Россия»?»). На вопросы посетители отвечают, либо «да», либо «нет» с помощью своих стартовых карточек. За один раз участник отвечает на восемь вопросов.

Почему слова оценены в звёздочках? Потому что небо без звёзд выглядит просто тёмным полотном, так же как наша жизнь без красивых слов. Да и нас каждый день освещает солнце, которое является звездой, так же и мудрая цитата может сделать жизнь ярче.

Каждая будка является торговой лавкой и названа соответственно, типа «Булочная», «Лавка модной Одежды» (Слова – одежда мыслей), «Лавка деликатесов», «Лавка стройтоваров», «Сувенирная лавка».

Корректировка цен, чтобы не было слишком дешёво.
Право на шестикратное посещение ларька - 2 звёздочки. кафе (бизнес-ланча)- 4 звёздочки, кафе (обед) - 5 звёздочек (но пускай в каждом третьем обеде будет а или о), подвешенный кофе (4 звёздочки), обмен валюты - шесть звёздочек (все таки игрок здесь количество слов удваивает), сад - 4 звёздочки. Дешевые слова в ларьке стоят одну-две звёздочки. Средней стоимости - три пять. Самые дорогие слова, пускай стоят шесть семь звёздочек, а цитаты - 9 звёздочек.


Фабрика слов существует: http://vk.com/factorywords


Комментариев нет:

Отправить комментарий